Мы в соцсетях

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь



Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Подать на Великий пост
Схема проезда
Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



29 октября 2018 года в соборе Рождества Иоанна Предтечи состоялось празднование 775-летия со дня кончины преподобномученицы Евпраксии Псковской

На богослужении присутствующие читалось евангелие от Матфея о десяти девах. Пять из них были благоразумными и усердно трудились для украшения своей души, а другие пять прнебрегли заботой о спасении своей души. Святая преподобномученица ревностно исполняла в своей личной жизни закон Христов и украсила себя благоверной жизнью в супружестве с князем Владимиром, в монашестве и мученическом подвиге.

 

2018_______.jpgКлирик собора иерей Владимир Крук на проповеди поведал собравшимся прихожанам, какое величие жизненного подвига несла на себе преподобномученица Евпраксия, и призвал всех верующих - по силе и возможности подражать этой великой святой.

 

По окончании Литургии  последовал праздничный молебен преподобномученице Евпраксии Псковской с крестным ходом. В конце молебна игумен Савва прочитал  молитву святой преподобномученице Евпраксии.

 

Торжество закончился праздничной трапезой братии и прихожан собора в доме причта. 

ПРЕПОДОБНАЯ ЕВПРАКСИЯ ПСКОВСКАЯ

Псковская земля

В древние времена красива и богата была Псковская зем-

ля. В дремучих лесах водилось много зверей, в реках плеска-

лось множество рыбы. В месте слияния широкой и полновод-

ной реки Великой и небольшой речки Псковы возвышалась

окружённая водой высокая известковая скала с крутыми, об-

рывистыми краями. Именно на этой скале и построили люди

из славянского племени кривичи крепость – Кромль (Кремль),

а по берегам реки вырос город. Город назывался сначала Плес-

ковом, затем – Псковом.

39.jpgВпервые в русских летописях Псков упоминается в 903

году в рассказе о женитьбе киевского князя Игоря: «и приведо-

ша ему жену от Пьскова именем Олгу».

Псковитяне гордились своим городом, который быстро

рос и развивался. Псков стоял на удобнейшем пути в другие

страны. Недалеко от города река Великая впадала в Псковс-

кое озеро, сливавшееся затем с Чудским. По рекам Эмбаху и

Нарове озёра сообщались с дальними морями и странами, от-

куда приплывали иноземные купцы с диковинными товарами.

Через верховья и притоки реки Великой псковские торговцы

сравнительно легко проникали в Западную Двину, а по прито-

ку Великой — Черехе, через приток Шелони — Узу достигали

Новгорода и выходили на великий водный путь «из варяг в гре-

ки». Уже в XIII веке автор немецкой хроники писал о Пскове:

- 2 -

«Этот город так обширен, что его окружность обнимает про-

41.jpgстранство многих городов, и в Германии нет города равного

Пскову».

Но Псков был не только крупным торговым городом,

но и заслоном на опаснейшем участке границ древней Руси,

ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику

вторглись немецкие завоеватели. Это была тяжёлая, но вмес-

те с тем и почётнейшая задача. Псковичи со славой выполня-

ли её, служили всему русскому народу и всей Русской земле,

сдерживали врагов. В течение нескольких столетий Псков вёл

почти беспрерывную войну, много раз был осаждаем врагами,

перенёс тягчайшие испытания и вышел из них победителем, не

изменил Русской земле и Православной вере. «Чести моей ни-

кому не отдам», — написано на мече первого псковского князя

Всеволода-Гавриила Ярославича. Этот девиз мог бы служить

девизом всего Пскова.

Борьба с немецким Орденом

В XII веке, проливая потоки крови и слёз своих жертв,

предавая всё огню и мечу, вторглись в богатую Прибалтику,

мирно процветавшую до того под покровительством русских,

немецкие рыцари. Покровители Прибалтики — полоцкие

князья были изгнаны из неё. После жесточайшей борьбы пал

43.jpgпоследний оплот русичей в Прибалтике — Юрьев. Жителей

его, как эстов, так и русских, немцы зверски истребили, всех

до единого. В начале XIII века немцы построили свой оплот в

Прибалтике — Ригу, организовали рыцарские ордена, в част-

ности «духовно-рыцарский» Орден меченосцев. Назначением

его было завоевание чужих земель и обращение в католичест-

во местных жителей вначале в Прибалтике, а затем и на Руси.

Немецкие рыцарские ордена были грозной военной силой,

хорошо организованной и вооружённой. Предавая Прибалтику

разграблению, немцы, действуя путем подлого обмана, натравлива-

ли её отдельные племена друг на друга, облегчая себе этим борьбу

- 3 -

с ними. Земли эстов, леттов, ливов и других народов Прибалтики

были опустошены, сожжены, превращены почти в пустыню. Вот

как описывает эпизоды этих походов немецкая же хроника:

«Придя туда, мы разделили войско своё по всем доро-

гам, деревням и областям той страны и стали всё сжигать и

уничтожать. Мужчин всех убивали, женщин и детей брали в

плен, угоняли много скота и коней». «Не имели покоя... пока...

окончательно не разорили ту область, обратив её в пустыню,

так что ни людей, ни съестного в ней не осталось». «Захватили

эстов... и перебили их. Деревни, какие ещё оставались, сожгли,

и всё, что прежде было недоделано, тщательно закончили».

После того как Прибалтика была завоёвана и разграбле-

на, целью немецких захватчиков стало завоевание и разграбле-

ние Руси. Их манили к себе богатые города и земли Великого

Новгорода и Пскова.

49.jpgНемцы вплотную подошли к русским владениям. Новго-

роду и ещё в большей мере Пскову предстояло принять на себя

натиск нового врага, угрожавшего Русской земле, и стать её

заслоном, выдержав упорную и длительную борьбу.

Как укрепить псковскую землю, уберечь её от немцев?

Решил псковский князь Владимир Мстиславович, защитник

Пскова, женить своего сына Ярослава на полоцкой княжне Ев-

фросинии. «Из древнего славного рода княжна, благочестива и

в Православной вере воспитана, да и помощь от князей полоц-

ких в лихой час может понадобиться», — думал князь Влади-

мир.

Славный род

Род княжны Евфросинии происходил из древнего По-

лоцка и славился своими знаменитыми предками. У истоков

рода стояли великая княгиня Ольга, предшествовавшая хрис-

тианству в Русской земле, как утренняя заря перед светом по-

луденным, святой великий князь Владимир, крестивший Русь.

Отцом преподобной был полоцкий князь Рогволод-Василий

- 4 -

Борисович, двоюродный брат святой Евфросинии Полоцкой,

5.jpgа матерью – дочь великого киевского князя Изяслава Мстисла-

вича. Родители нарекли княжну Евфросиния, видимо, в честь

преподобной Полочанки. Родная сестра отца Звенислава (в мо-

нашестве Евпраксия) была ближайшей сподвижницей святой

Евфросинии.

В детские годы юная княжна получила прекрасное обра-

зование в школе, основанной преподобной Евфросинией при

Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священ-

ному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте

душевней…, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочес-

тну, … при старейших молчати, мудрейших послушати, ко ста-

рейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицеме-

риа, мало вещати, а много разумети».

В этот же период подвизались в монастыре племянницы

его преподобной основательницы Агафия и Евфимия. Княжна

росла в ореоле святости преподобной, и в её сердце, как на

доброй почве, проросли благодатные всходы живой веры, ува-

жения к старшим, доброты, отзывчивости.

Неверный муж

Звонят колокола в граде Пскове. Женится молодой псков-

ский князь Ярослав Владимирович. Рано овдовел он, не ос-

тавила ему почившая супруга потомства. Избрал ему в жены

отец князь Владимир Мстиславич благочестивую, тоже рано

овдовевшую, княжну Евфросинию Рогволодовну.

Неспокойно на севере Русской земли. Зимою 1218 года

немцы-рыцари впервые напали на новгородские владения.

Новгородцы выставили против врагов своё войско под пред-

водительством псковского князя Владимира Мстиславича.

Немцы быстро отступили и затворились в эстонском городе

Медвежья Голова (Оденпе, Киренпаа, теперь Отепя – город в

современной Эстонии), но после семнадцатидневной осады

сдались. Много рыцарей было взято в плен.

- 5 -

В это же время вся Русская земля, кроме Новгорода и

северных земель, оказалась под властью Орды. Южная Русь

вся была разграблена, города лежали в руинах, русских людей

угоняли в плен. Хан Батый во главе многочисленного войска

устремился к Новгороду. «Новгородские и псковские князья

свои войска в войне с немцами ослабили, легко мы их земли

завоюем», — радовались татары.

6.jpgИспугался Батыева нашествия честолюбивый князь

Ярослав. Оставил он во Пскове на произвол судьбы свою суп-

ругу, княгиню Евфросинию, сбежал в Ливонию. А татарский

хан неожиданно повернул свои войска назад и направил их в

половецкие степи, к реке Дон.

Стал Ярослав Владимирович воевать на стороне ливонс-

ких рыцарей, неоднократно нападая с ними на родную псковс-

кую землю. В 1233 году он вместе с немцами захватил древний

русский город Изборск. Но псковичи город отбили и князя-

отступника взяли в плен и заточили в Северный Переяславль.

Вот как говорит об этом псковская летопись: «Лифтляндцы

взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же быв-

шим князем Ярославом Владимировичем и некоторыми чер-

ниговскими боярами...; но псковичи отняли сей город и князя

Ярослава с сообщниками поймав, отощали в Новгород к князю

Ярославу Всеволодовичу, который сослал его на заточение в

Переяславль. Однако ж сей, освободясь оттуда, опять ушел к

лифтляндцам...»

После своего возвращения в Ливонию Ярослав Владими-

рович окончательно встал на сторону врагов земли Русской.

– Отступи от веры своих предков — Православия, прими

веру римскую, а мы тебе отдадим в жены знатную и красивую

девицу-немку и получишь во владение богатый город Одемпе.

Святая игумения

Один Господь ведает, сколько бед и скорбей пришлось

вынести благочестивой княгине Евфросинии, оставленной не-

- 6 -

верным супругом. Однако не в характере преподобной было

предаваться унынию. Кому, как не ей, воспитанной на примере

своих сродниц преподобной Евфросинии и Евпраксии, при-

нявших иночество, было знать, что земная жизнь скоротечна,

главное же – унаследовать Царствие Небесное.

Обратилась княгиня к подвижничеству. Основала она во

Пскове женский монастырь Святого Иоанна Предтечи. Каменный

храм Предтече, построенный ею, и сейчас цел и сам собою гово-

рит как о своей древности, так и о благочестии псковской княги-

ни. Не пожалела денег преподобная на строительство дома Божия,

выписала кирпич из заграничных мест. Сложен он из крепких,

тесаных плит вперемежку с четвероугольными кирпичами такой

глины, обжига и цвета, каких нет более ни в одном храме Пскова;

кирпичи весьма сходны с голландскими и английскими.

По благочестивому обычаю тех лет княгиня уневести-

ла себя Иисусу Христу. Она приняла монашеский постриг в

Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с именем

Евпраксия. Из богатого терема переселилась в монастырскую

келью. Отдала она все свои сбережения на святую обитель.

Вскоре благоверная княгиня Евпраксия стала настоятельницей

монастыря в сане игумении. В святой обители её сердце обре-

ло мир и утешение. А монастырь стал славиться так же, как и

монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой. Под мудрым

руководством матушки Евпраксии обитель стала центром про-

свещения.

В 1240 году ливонские рыцари и бывший псковский князь

Ярослав снова осадили и взяли Изборск, а затем, подступив

под Псков, выжгли посад и через предательство одного имени-

того горожанина взяли и сам город и новгородские владения.

Захватчики установили во Пскове свои порядки, поста-

вили тиунов и двух правителей управлять городом. Рыцари

грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разру-

шали православные храмы, стремясь утвердить свою веру на

Русских землях. «Вопль и стоны раздавались по всей земле»,

- 7 -

— пишет летописец. В это страшное время стараниями святой

игумении удалось сохранить ценности монастыря Святого Ио-

анна Предтечи и библиотеку.

Два года длилась оккупация Пскова. В 1242 году на за-

щиту Русских земель встал князь Александр. Он освободил

Псков и, по своему милосердию, отпустил почти всех пленных

на свободу.

– Не успокоятся немецкие рыцари, – решил князь Алек-

сандр. – Надо готовиться к битве великой, которая всё решит.

И вот разведчики донесли ему, что ко Пскову движется

огромное рыцарское войско. Помолившись и получив благо-

словение в храме Святой Троицы во Пскове, призвав на по-

мощь Господа и Пречистую Матерь Его, выступил Александр

на битву на лед Чудского озера.

Трагическая кончина преподобной Евпраксии.

Канонизация

После победы Александра Невского над немецкими ры-

царями вызвал князь Ярослав Владимирович бывшую супругу,

игумению Евпраксию, в город Оденп. Пообещал князь-отступ-

ник Ливонскому ордену пожертвовать на его восстановление

половину своего оставленного во Пскове имущества, рассчи-

тывая в том числе и на приданое своей брошенной супруги.

Для переговоров игумения выехала со своей келейницей

монахиней Снандулией. Встреча закончилась убийством 8 мая

1243 года игумении Евпраксии и её сподвижницы монахини

сыном немецкой жены Ярослава Владимировича.

Мощи праведницы были перенесены во Псков. Погребение их

состоялось в родном монастыре, в соборе Иоанна Предтечи. Мона-

хиня Снандулия также была погребена в Иоанновском соборе

у северной стены, возле входа на хоры, рядом со своей игуме-

нией.

Через 10 дней после мученической кончины святой Евпраксии

открылось знамение, описанное в Псковской летописи так: «В 18-й

- 8 -

день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей

над гробом княгини, супруги князя Ярослава Владимировича, кото-

рую убил пасынок ее в Медвежьей Голове: 12 дней истекало миро

от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы

привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во

Пскове. Слава Тебе, Господи! давшему нам грешным и недостойным

рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты че-

ловеколюбивый призираешь на нас убогих великою милостью».

Лик праведной княгини был изображен древним письмом

на двух иконах: на одной она молится пред Иоанном Предте-

чею и апостолом Андреем; другая икона — при чудотворной

иконе Спасителя. Пересказ летописного сообщения о мирото-

чении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в

стену придела (снесен при реставрации собора). При гробнице

святой Евпраксии хранился настоятельский посох из черного

дерева, по преданию ей принадлежавший. Мощи преподобной

почивали в монастырском соборе под спудом до 20-х годов ХХ

века.

В советские годы Иоанновский монастырь был закрыт,

гробницы уничтожены, погребения разграблены. Восстанов-

лен храм в 1993 году. На восстановленной гробнице святой

игумении находится парчовая вышитая икона современной ра-

боты с её изображением, а также вышитым текстом тропаря,

кондака и молитвы.

Память праведницы местно чтится 16 (29) октября. Кано-

низация святой Евпраксии подтверждена включением её име-

ни в Собор Псковских святых, празднование которому уста-

новлено в 1987 году по инициативе митрополита Псковского и

Порховского Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых,

установленный в 1984 году по инициативе Митрополита Мин-

ского и Слуцкого, Экзарха всея Беларуси Филарета.

 
Расскажите о статье знакомым