English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь




Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



16-17 мая 2019 года в Псковской епархии состоялись X Александро-Невские чтения.

SAV2680.jpgОткрытие X юбилейных Международных Александро-Невских чтений «Святой благоверный князь Александр Невский — на все века с Россией» состоялось 16 мая 2019 года.
Международные Александро-Невские чтения проводятся по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона, по инициативе Прихода воинского храма святого благоверного князя Александра Невского города Пскова, при поддержке Администрации Псковской области и руководства города Пскова, Фонда Андрея Первозванного, Государственных комитета образования и комитетов по культуре Псковской области и города Пскова, Псковского Государственного Университета и Псковского филиала Академии ФСИН России.
По традиции, перед началом работы Чтений, в храме святого Александра Невского был совершен молебен на начало доброго дела, по завершении которого участники чтений направились к монументу князя Александра Невского и его дружины на горе Соколиха и возложили цветы защитникам земли Русской и веры Православной.
Затем, в главном корпусе Псковского Государственного Университета состоялось торжественное открытие чтений, в ходе которого к участникам и гостям от имени главы Псковской митрополии, митрополита Псковского и Порховского Тихона обратился сопредседатель Организационного комитета Чтений, ответственный за епархиальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Олег Тэор.
Также, с открытием Чтений присутствующих приветствовали первый заместитель губернатора Псковской области В.В. Емельянова, заместитель начальника Управления образования Псковской области Г.В. Барышников, советник ректора Псковского Государственного Университета Ю.А. Демьяненко.
Затем перед всеми собравшимися выступили учащиеся воскресной школы и хор храма святого Александра Невского, после чего состоялось пленарное заседание и презентации докладов.
В завершение первого рабочего дня X Международных Александро-Невских чтений в Псковском Театре Драмы имени А.С. Пушкина состоялся праздничный концерт, посвященный их открытию.
На следующий день работа чтений продолжилась в пяти тематических секциях, посвящённых роли Александра Невского в русской истории, мировой культуре и патриотическом воспитании подрастающего поколения и военнослужащих на его примере:
В Псковском филиале ФСИН России: «Воинские традиции Александра Невского в военной истории России».
В Псковском Государственном Университете: «Имя и дела Александра Невского в истории России», «Воспитание гражданина, патриота и человека во времена Александра Невского и в наши дни» и «Александр Невский в истории России и памяти народной».
В детском саду №28 «Искорка»: «Музыкально-литературное созвучие эпохи Александра Невского. Тайны земли Псковской».
Также в ходе работы Чтений в ПсковГУ состоялось выступление иеромонаха Крыпецкого монастыря Мардария (Алексеева) на тему
«ИКОНА ИОАННО-БОГОСЛОВСКОГО САВВО-КрыпецкОГО МОНАСТЫРЯ
«ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ С ЖИТИЕМ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ КРЫПЕЦКОГО»
 
10 сентября 2020 года исполнится 525 лет со дня кончины преподобного Саввы Крыпецкого - основателя славной обители.
В XVI веке в русской иконописи, в том числе и псковской, появляется характерный интерес к деталям из жизни святых. В дальнейшем это направление получило свое развитие в XVII веке.
До наших дней сохранился древний образ святого Саввы из иконостаса Иоанно-Богословского собора Крыпецкого монастыря. Расскажем о нем.
Икона называется «Преподобный Евфросин Псковский, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, святитель Савва, архиепископ Сербский, преподобный Савва Крыпецкий с житием последнего», которая в настоящее время находится в экспозиции Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ПГОИАХМЗ).
Икона поступила в 1925 году из моленной Поморского беспоповского согласия при доме купца-старообрядца П.Д. Батова в Пскове.
Размеры иконы составляют в высоту 175 см и в ширину 127 см. Инв. № 1721.
При написании списка использовались следующие материалы: липовые доски, паволока, левкас, темпера, сусальное золото.
Известный псковский искусствовед Ирина Самойловна Родникова датирует икону первой половиной XVII в.[i], вскоре после прославления преподобного Саввы Крыпецкого в середине XVI века. Елена Николаевна Морозкина и Елена Ивановна Скобельцына считали, что икона написана в конце XVI – начале XVII века.[ii] Ольга Анатольевна Васильева относит написание образа к началу XVIII века, делая свой вывод из надписи в правом нижнем углу иконы[iii]. Надпись звучит так: «1702 году месяца новемрия в 4-й день построен сей образ и озолочен повелением крыпецкаго сего м(о)н(ас)т(ы)ря игумена феодосия и братии». И. С. Родникова объясняла эту надпись тем, что игумен Феодосий поновил и позолотил икону. Датировка начала XVII века подтверждается, прежде всего, и архитектурой средневекового Пскова, где изображен Троицкий собор не в сохранившемся варианте 1699 года, а в более древнем - 1367 года.
Написание житийной иконы преподобного Саввы Крыпецкого, одной из главных святынь Крыпецкого монастыря, имеет огромное духовное значение не только для обители, но по настоящий день является еще и бесценным иконографическим источником по средневековой архитектуре. Неизвестный псковский иконописец уделил особое внимание проработке сюжетной стороне живописи, детальному изложению жития, правдоподобным элементам архитектурных строений, пейзажей и одежд. Икону изучали многие известные искусствоведы, реставраторы. Среди них: Е. Н. Морозкина, И. С. Родникова, Е. И. Скобельцына, Б. С. Скобельцын, О. А. Васильева, В. И. Охотникова, И. И. Лагунин, Т. В. Вересова и многие другие.
В 22 клеймах сцен из жития преподобного Саввы Крыпецкого все события запечатлены довольно подробно, сопровождены пространными надписями на полях. В основу клейм были взято житие, составленное по просьбе игумена Крыпецкого монастыря Иосифа псковским агиографом Василием-Варлаамом в 1554 году.[iv]
Икона имеет частичные утраты живописи. Некоторые надписи читаются не полностью.
За последние 60 лет были два случая написания списка иконы жития преподобного Саввы Крыпецкого. В 1960-х гг. первая попытка была предпринята художником Г. А. Алексеевым-Гаем по заказу Е.Н. Морозкиной. Он написал акварелью на бумаге все клейма иконы, которые в настоящее время хранятся в отделе древнерусской живописи государственного исторического музея (ГИМ)[v]. Вторая попытка была осуществлена в 2010 году петербуржским иконописцем Михаилом Неверовым. Он написал средник житийной иконы в несколько уменьшенном масштабе. Икона находится на гульбище Иоанно-Богословского собора.
Он же написал и точную копию по размерам и технике иконописания. 5 сентября 2016 года в Крыпецкий монастырь прибыл список. При написании списка все утраты были восстановлены. Сейчас этот образ находится в Успенском храме Крыпецкого монастыря и доступен любому паломнику.
Перейдем к описанию иконы и житийных клейм. Для сравнения представлены клейма подлинника и списка.
На иконе представлены четверо святых, имеющих непосредственное отношение к созданию и храмам новой обители, предстоящих образу Богоматери Одигитрии. Первым слева изображен преподобный Евфросин Псковский, который был духовным наставником преподобного Саввы Крыпецкого. Далее предстоит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в честь которого посвящен главный собор обители. Житие преподобного Саввы упоминает такой факт, что с собой в русские земли он принес старинный образ возлюбленного ученика Христова. Третьим написан святитель Савва, первый архиепископ Сербский, который был небесным покровителем основателя монастыря. Его имени был посвящен второй придел деревянного храма в Крыпецком монастыре, а впоследствии и каменного собора 1557 года. Завершает композицию преподобный Савва Крыпецкий, основатель обители.
Клеймо 1 изображает город Псков с реками Великой и Псковой, крепостными стенами и Троицким собором. В последующих клеймах с большой достоверностью запечатлены архитектурные ансамбли псковских монастырей: Рождества Богородицы - Снетогорского, Трехсвятительского -Спасо-Елеазаровского, Иоанно-Богословского – Савво-Крыпецкого. Неоднократно повторяется изображение построек Крыпецкого монастыря. Такие подробные детали монастырских построек дали возможность Е. Н. Морозкиной, С.Б. Куликову и И. И. Лагунину проследить историю создания средневекового архитектурного ансамбля Крыпецкой обители. Представлены исторические события из жития святого: посещение обители псковским наместником князем Ярославом (в крещении - Севастиан) Оболенским (клейма 8, 9), который после исцеления княгини «многу вдавшу (большую дал) милостыню на сооружение монастырю...». Князь Оболенский распорядился построить к монастырю гать через топи, а в 1487 году по его настоянию Псковским вечем Крыпецкой обители была выдана «крепостная грамота», закреплявшая за ним земельные владения. Клеймо 22 показывает осаду монастыря войсками польского короля Стефана Батория и сопровождается надписью: «В лето 7089-го прииде король литовский ко граду Пскову... хотяху разорити святое место и огнем пожещи, (но увидел) множество храбрых воинов... и от великого того страха побегоша ...»[vi].
Клейма древней иконы и списка в сравнении:
1. Приход преподобного Саввы в Псков.
2. Приход преподобного Саввы в Снетогорский монастырь.
3. Преподобного Савву принимает братия Снетогорского монастыря.
4. Приход преподобного Саввы к преподобному Евфросину в Елеазаровский монастырь на реке Толбе.
5. Преподобный Савва испрашивает у преподобного Евфросина благословление на пустынножительство.
6. Преподобный Савва приходит на пустынное место под названием Крыпецы, где он построил себе хижину.
7. Преподобный Савва собирает и поучает учеников.
8. К преподобному Савве приходят князь и его люди.
9. Князь и княгиня просят преподобного Савву об исцелении.
10. Преставление преподобного Саввы.
11. Погребение преподобного Саввы.
12. Обретение мощей преподобного Саввы.
13. Обретение мощей преподобного Саввы.
14. Перенесение мощей преподобного Саввы.
15. Чудо преподобного Саввы о разбойниках.
16. Исцеление старца Ионы от зубной боли.
17. Исцеление боярского сына Василия Инкина от бесовского недуга.
18. Исцеление бесноватого Никиты Крыдина.
19. Исцеление новгородского князя Даниила Иоанновича.
20. Исцеление хромого крестьянина Андрея Михнова.
21. Исцеление псковского купца Климентия Титова от опухоли горла.
22. Чудо о спасении обители от литовской рати.
Особое внимание привлекает сюжетная сторона живописи, повествовательность, исторические формы архитектуры, пейзажа, одежды.
Икона является уникальным памятником, ярко характеризующая развитие русского иконописания конца XVI – начала XVIII в.
[i] Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI веков. Альбом. Ленинград, 1990 – С. 318.
[ii] Морозкина Е. Н. Церковное зодчество древнего Пскова. В двух томах. Том 2. – М.: Северный паломник, 2007. – С. 41.
[iii] Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 119. - С. 244.
[iv] «Псковская агиография XIV - XVII вв.: Исследование и тексты” (в 2-х т.) Т.2. – издательство «Дмитрий Буланин», СПб. - С. 343.
[v] Псковский летописец. Краеведческий альманах. Под ред. Т. В. Вересовой. Москва-Псков. 1(5)/2011. - С. 7.
[vi] Крыпецкая обитель. Сборник. Фотоальбом. Под ред. Б. Лукина. Псков, 2010. - С. 136.
 
Церемония закрытия X Международных Александро-Невских чтений прошла в Приказных палатах Псковского Кремля, где также была представлена выставка детских рисунков и литературных работ, посвященных святому князю Александру Невскому.
Своим выступлением церемонию закрытия украсили концерт военно-духового оркестра 76-й Черниговской Краснознаменной Гвардейской ордена Суворова десантно-штурмовой дивизии и выступление хора храма святого благоверного князя Александр Невского. Участниками клуба исторической реконструкции «Псковская вольница» была представлена реконструкция Ледового побоища.
Почетными грамотами от храма святого Александра Невского и Управления образования Псковской области были награждены победители секций X Международных Александро-Невских  чтений.
В завершение всех участников Чтений поприветствовал сопредседатель Организационного комитета Чтений протоиерей Олег Тэор, который поблагодарил всех за понесенные труды и пригласил собравшихся принять участие в следующих XI Александро-Невских чтениях, которые состоятся в 2020 году.
 

 



 
 

 

 По материалам сайта http://pskov-eparhia.ru/

 

podderz.jpg 

 

ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

 

 
Расскажите о статье знакомым