English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь




Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



На праздник Крещения Господня Крыпецкий монастырь посетила группа псковских паломников.

 На Крещение – в Крыпецы: как это было

Мы возвращались к Пскову длинной извилистой дорогой – навстречу тянулись вереницы машин. Номера местные, питерские, белорусские, московские… «Сегодня праздник, сегодня все едут», – задумчиво говорит, глядя в окно, одна из женщин в нашем автобусе.

Для нашей поездки совпало все – и место, и время. Мы – первая группа, которую паломнический центр «Троицкий» отправлял на экскурсию в Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь. 19 января, в Крещение, многие стараются попасть именно сюда. Здесь можно набрать освященной в честь праздника воды и окунуться в купели – это по нынешним погодам, в отсутствие льда на Великой, особенное удовольствие.

Отъезжали мы от колокольни Троицкого собора. Псков еще только начинал просыпаться: воскресенье, как-никак. На улицах прохожих мало, машин – раз-два и обчелся. Но стоило пройти через Рыбницкие ворота на территорию Кремля, как картина изменилась: на вечевой площади у кафедрального собора было многолюдно. Горожане пришли к утренней праздничной службе (с недавних пор, кстати, богослужения транслируются через динамики и на площадку рядом с храмом), чтобы набрать крещенской освященной воды. Бабушки – кто с литровыми бутылочками, а кто и с большими пятилитровыми баклажками по одиночке или небольшими стайками медленно идут по булыжной кремлевской мостовой, бурно обсуждая перестановки в правительстве, глобальное потепление, грядущие изменения в международной политике и сроки посадки томатов «дамские пальчики».

Мы тоже грузились в микроавтобус экскурсионного центра «Троицкий» с тарой: поехать в Крыпецы и не привезти воды оттуда было бы как минимум нелогично, да и вообще – удивительно как-то. По дороге в монастырь наш экскурсовод-сопровождающий группы Павел рассказывал об истории Пскова и обители. О прославленных псковских святых-основателях, известных сегодня всему православному миру обителей, о скромных насельниках, чьи имена составили гордость российской истории, о строгих уставах, перенятых у афонских старцев, о местном Сусанине… Поверьте, рассказ захватывающий: не единожды я ловила себя на мысли: «об этом же фильм можно снять!» Но спойлерить не буду, благо вы сами можете записаться на такую экскурсию и услышать красочную историю этой суровой земли. Да, и выясните заодно, что обозначает слово «крыпа».

 

 Мы остановились у ограды монастыря, не заезжая на его территорию и по грунтовке дошли до обители пешком. Позже выяснилось, что мы перестраховались: ехать можно было до самой обители. Но нас это совершенно не расстроило: свежий воздух и замечательное ощущение неспешного приближения обители компенсировали нехватку автобусного комфорта. Теплицы и надворные постройки, скромное монастырское кладбище с ровным рядом одинаковых крестов, абсолютно деревенская бабушка с тачкой, заполненной какими-то досками и банками, аккуратные, похожие друг на друга как две капли воды домики, в которых живет братия - 35 монахов.

Снега, кстати, не было и здесь, в 20 километрах от Пскова - его, впрочем, уже и никто не ждал: 80-е ноября придавало пейзажу особенную утонченность и бесприютность, как будто даже космическую отчужденность. Такие краски можно увидеть разве что в горах Крыма, поросших высушенными солнцем и ветром травами. Несмотря на обилие людей, приехавших в обитель, на душе лежало ощущение мира и покоя - как будто ты находишься один на один с этим миром. Интересно, летом здесь такая же атмосфера?

Мы осмотрели храмы обители, поставили свечи, набрали воды, но, как обычным представителям Homo Turisticus, хотелось увидеть  еще «чего-нибудь». Экскурсовод уже и самую древнюю икону обители нам показал, и на деревянный резной иконостас обратил наше внимание, и местного котика приманил, и в будущий придел Иоанна Лествичника пригласил: стены XV века, между прочим!

  Но нам, конечно же, все было мало. И тогда он повел нас на колокольню. Умопомрачительное было восхождение, надо вам сказать. Я решила посчитать количество ступеней, но по мере приближения к точке назначения сбилась со счету и оставила эту затею. Представьте: вы поднимаетесь на высоту трех этажей по узенькой винтовой лестнице. На первом уровне - колокола поменьше, отважитесь подняться еще выше - увидите самый большой колокол и дальние перелески вокруг обители. Все как на ладони, ты как будто паришь над крыпецкими просторами. Кто-то из паломников и вспоминает впору: «У меня вот тоже один такой был - крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил - пущай полетает!»

 

   На колокольне так привольно и славно, что уходить не хочется. Но пока мы фотографируем монастырский мир с высоты птичьего полета - замечаем купальни. Конечно, хочется и туда сходить: а вдруг смелости хватит? Купальник-то взят! Но чем ближе к маленькому деревянному домику на берегу пруда - тем решимости меньше. По пути зашли в сруб, где расположен святой источник, полюбовались в приоткрытую дверь на водную гладь и крест - ровно посередине, поразмышляли о том, «как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост» и карпов развести...

Только подошли к женской купальне - выходит оттуда молодая женщина с дочкой. Спрашиваю: «Ну как, искупались?» Нет, говорят, поостереглись: холодно очень. «И темно», - добавляет девочка. Ей восемь лет, она бойко рассказывает о том, что приехала с мамой из Витебска, что дома у них тоже тепло, и снег был на Новый год, и в подарке под елкой были конфеты и кукла - такая, о какой она мечтала. Мы идем и разговариваем, как будто знаем друг друга сто лет, просто давно не виделись. Да, вот так, под мягким предлогом общения я и увела себя от купальни. Подождем до будущего года. Тем более что наш экскурсовод рассказал, что купался в минус 24. Спрашиваю об ощущениях - не находит слов, но судя по улыбке, было здорово!  

Вы думаете, здесь бы и домой уже ехать? Не тут-то было! Какие же зрелища без хлеба? Горячий чай с пирожками из соборного «Архондарика» в доброй дружной компании, сплотившейся за какие-то пару часов, с лихвой восполнил все калории, потерянные было при подъеме на колокольню!

По дороге домой я пересматривала фотографии, сделанные в обители. Колокола, купола, иконостас, еловые ветки, даже черно-белый котейка, утомленный бесконечностью человеческой любви и ласки, - все получилось! Где-то далеко нас ждал Псков с его суетой и шумом машин - здесь же был слышен только шорох шин по грунтовке и стук веток по окнам.

И еще - песни. Совершенно невероятные по своей простоте и глубине. Одна из паломниц попросила разрешения исполнить их в подарок для нас. Она взяла микрофон у экскурсовода - и, без какого-то аккомпанемента, акапелла по автобусу поплыл ее голос, очень чистый и нежный. Эти песни были сочинены на стихи иеромонаха Романа (Матюшина) - поэта, сравнимого с Сергеем Есениным и Николаем Рубцовым, по мнению известного российского актера Александра Михайлова. И вот мы едем, молчим каждый о своем, в окнах мимо проплывают желто-серые пейзажи псковской глубинки, а над всем этим парит:

«Услышь меня грешную и недостойную

От скорбей, болезней меня защити...

Спаси меня, Мати, от вечных мучений

И научи меня больше молчать.

Дай мне смирение, веру в спасение

И научи всех любить и прощать...»

 

Елена Никитина.

По материалам сайта Псковской епархии.

  

 

podderz.jpg 

 

ПОЖЕРТВОВАТЬ

 

 

 
Расскажите о статье знакомым