Мы в соцсетях

English French German Italian Portuguese Russian Spanish

Православный календарь



Подписка на рассылку

Введите ваш email адрес:

Записки и пожертвования
Подать на Великий пост
Схема проезда
Записки и пожертвования
Схема проезда

Анонсы событий

В данном разделе обьявляются праздники и различные мероприятия,которые в ближайшее время пройдут в Крыпецком Монастыре

Святыни

Святыни Крыпецкого монастыря

Собор Рождества И.П.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Храм Святителя Николая

Храм Святителя Николая

История Крыпецкого монастыря

История Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Фотоальбомы Крыпецкого монастыря

Видео Крыпецкого монастыря

Видеозаписи Крыпецкого Монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря

Песнопения Крыпецкого монастыря



Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

 

А.Л. Ордин-НащокинАфанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин в миру был одним из самых образованных при царе Алексее Михайловиче государственных деятелей, реформатором, государевым любимцем.


Родился Афанасий около 1605 – 1607 года в семье мелкопоместного дворянина Лаврентия Денисовича Ордин-Нащокина, служившего по псковскому списку служивых людей в приграничном городке – крепости Опочка.


У Нащокиных давние связи с Псковской землей, их предок боярин Дмитрий Дмитриевич служил в XIV веке у великого тверского князя Александра Михайловича, бывшего около 10 лет псковским князем. Дмитрий был прозван «Нащока» после битвы с ордынским Чоа-ханом (Щелканом) в 1327 году, когда получил сабельный удар по щеке. Нащокины упоминаются в писцовой книге города Опочки в 1585 – 1587 годах и через 100 лет в «Росписи Опочецкого уезда...» (1686 г.).


Детство Афанасия прошло в Смутное время Лжедимитриев и нашествия польско-литовских войск. Это оставило глубокий след в его сознании и сделало убежденным сторонником абсолютной монархии. С ранних лет проявилась его любознательность и тяга к учению, поддержанная отцом. Афанасий получил редкое для того времени образование. Кроме русской грамоты он обучался латвийскому, немецкому и польскому языкам, изучил математику и риторику. Любовь к чтению сохранилась у него на всю жизнь. Будучи боярином, он выписывал из Западной Европы книги на латинском языке, имел личную библиотеку и архив, в 15 лет «Афонка» в Пскове был записан в «полковую службу» как сын боярский (низший чин мелкопоместных дворян городового списка) из Опочки.


В середине 1630-х годов Афанасий женится и перебирается в Псков, где с выгодой ведет торговые дела. Ордин-Нащокин начал свою блестящую дипломатическую и административную деятельность еще при царе Михаиле Федоровиче.

В 1642 году он ездил на шведскую границу для осмотра и исправления пограничной линии по рекам Меузице и Пижве и для принятия Столбовского договора пограничных земель, неправильно захваченных шведами. Уже тогда о нем говорили в Москве, что он знает «немецкое дело и немецкие нравы».

В 1650 году во время псковского бунта Ордин-Нащокин обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича своею распорядительностью. С открытием шведской войны он, будучи воеводой, показал себя отличным полководцем и дипломатом: настаивая на полном преобразовании войска и замене дворянской конницы «новыми конными и пешими полками», убедил курляндского герцога Иакова признать покровительство России и заключил с ним договор в 1658 году. Ордин-Нащокин за «радение о делах» был пожалован в думные дворяне и сделан шацким наместником. Высоко ценивший его службу царь Алексей Михайлович писал ему: «а служба твоя забвенна николи не будет». Почти единоличными трудами Ордина-Нащокина было заключено Валиесарское перемирие, сохранившее за Россией все завоевания в Ливонии и обеспечившее ей временный выход к Балтийскому морю.

Важнейшим делом Ордина-Нащокина было заключение Андрусовского мира 3 января 1667 года, который даже поляки приписывали уму и стараниям Ордина-Нащокина. По этому миру Россия возвращала себе Смоленск и Чернигов и получала Левобережную Украину с Киевом. «Гремевшая в Европе слава тринадцатилетнего перемирия, которого желали все христианские державы, – говорит один современник-поляк, – воздвигает Нащокину благороднейший памятник в сердцах потомков». Он был пожалован званием ближнего боярина и дворецкого и получил в управление посольский приказ с титулом «царственный большия печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть главы правительства – канцлера Российского государства.

Ордин-Нащокин в 1665 – 1666 годах воеводою в Пскове, ввел городское самоуправление и выборное начало, допустил беспошлинную торговлю с иностранцами, устроил торговые компании.

Незаурядный экономист, Ордин-Нащокин разработал «Новоторговый устав» и Устав торговли, установил заграничный денежный курс для России, способствовал строительству мануфактур и заводов, впервые организовал международную и регулярную почтовую связь, сделал безопасным путь в Москву для среднеазиатских купцов, завел газету «Куранты». С его именем связано распространение и улучшение садоводства в России и устройство кораблей на Западной Двине и Волге. Он нередко говаривал: «Учиться доброму неплохо и у своих врагов».

Видимо, земная слава тяготила ближнего боярина. Когда в 1672 году на его государственный пост был назначен Матвеев А.С., Ордин-Нащокин удаляется от мирских дел в Крыпецкий монастырь и 21 февраля того же года принимает постриг в монашество с именем Антоний.

Лишь однажды, в 1679 году, его тревожат светским делом – переговорами с польскими послами. Монах Антоний много занимался благотворительностью, на его средства была устроена больница в Пскове. Свой монашеский и жизненный путь он мирно окончил в 1680 году.

Заметный след оставил в истории Русской Церкви ближний боярин Афанасий Лаврентьевич (в последние годы жизни Крыпецкий монах Антоний) своими неустанными усилиями по преодолению личностного конфликта между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном.

Ордин-Нащокин был сторонником возвращения на Патриарший престол Святейшего Никона (Минина) и воссоздания, таким образом, гармоничной симфонии царской и патриаршей власти, которая оказалась столь благотворна для России в первой трети XVII века в бытность царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета (Романова). Издавна отмечено парадоксальное сходство судеб этих двух великих современников – ярчайших национальных деятелей своей эпохи. Оба они – и Патриарх Никон, и боярин Афанасий – поднялись к высшей власти благодаря редчайшей одаренности и многогранным личностным способностям. Оба известны общим стремлением в союзе с Польшей повернуть внешнюю политику России против Швеции, в чем предвосхитили внешнеполитические приоритеты Петра Великого. Оба из-за неродовитости своей подверглись непримиримой вражде и даже преследованиям со стороны старомосковской знати. Оба завершили служение Отечеству и скончали свой жизненный путь простыми монахами в отдаленных от сердца России монастырях.

Ныне боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин известен серьезным, подробным планом преобразований во всех областях государственной жизни, столь необходимых России, входящей в новую историю века XVIII.

Разработанный под руководством боярина Афанасия Ордин-Нащокина план государственных преобразований был основательно продуман в своей стратегии и тактике, и способствовал бы достижению быстрого расцвета материальной культуры, восприятию достижений науки и техники западной цивилизации, созданию сильной армии и флота, качественной системы народного образования – при этом бережно сохраняя в целости духовные ценности, государственный строй, самобытный уклад и национальный облик России. Словом, полностью соответствовал идеалам Святой Руси и сохранял в неприкосновенности – без революционных повреждений и искажений – все черты Богохранимого святорусского бытия. 


Любятовский Никольский храм, ПсковВ Крыпецкой обители новопостриженный монах Антоний прожил недолго – не более лета. Боголюбивый владыка Арсений, архиепископПсковский и Изборский тех лет, был хорошо знаком и духовно близок с благочестивым боярином Ордином-Нащокиным еще со времен воеводства последнего в Пскове в 1665 – 1666 годах. Потому, вскоре по принятию им монашеского пострига в Крыпецком монастыре, владыка Арсений пригласил монаха Антония в Псков и поставил его монахом-строителем (управляющим) небольшого псковского Никольского монастыря в Любятово, где часто бывал и сам, ценя духовное общение с таким замечательным государственным деятелем в простом монашеском облачении.

От руки Высокопреосвященного архипастыря монах Антоний в свое время – около 1675 года – принял и постриг в великую схиму. И после многих дел благотворения и храмоздательства в Пскове схимонах Антоний опочил в 1680 году и был погребен владыкой Арсением в Любятовском Никольском храме.

Окончание жизненного пути государственного деятеля в монашеском сословии мнится «жизненным поражением» разве что людям, глубоко чуждым Церкви Христовой и духу Православия. Для каждого из тех, в ком «плоти нашея мудрование» не угасило вконец отсветы духовного разумения, крыпецкое монашество Ордина-Нащокина не что иное, как знак высшей оценки и вечного избрания Самим Господом драгоценного духовного достояния этой удивительной личности.

«Блажен, его же избрал и приял еси, Господи. Память его в род и род».

 

Составлено по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890 – 1907;

Во славу России. Псков, 2003.

 

 

"Тысячелетие России"

«Тысячелетие России» – памятник в Новгороде. 

Среди изображенных А.Л. Ордин-Нащокин.

Фото. Начало XX века



























А.Л. Ордын-Нащокин на русской почтовой марке.

А.Л. Ордын-Нащокин на блоке "100 лет русской почтовой марки". 1958















Блок "100 лет русской почтовой марке"

 
Расскажите о статье знакомым